Госказупки. Основные понятия.
Что такое "Курсы по госзакупкам"?
Каждый, кто решит работать на торговых площадках на просторах интернета и хочет успешно конкурировать в самых привлекательных тендерах,
следует больше узнать о видах подобных конкурсов.
Если кто-то спросит: а зачем нам это нужно?
Ответим: для понимания и оценки ситуации и выявления своих шансов на успех там, где никому до вас нет дела.
Для начала определимся, что конкурс бывает либо закрытым, либо открытым. Здесь ничего сложного нет:
Закрытый конкурс – доступен ограниченному числу лиц. Заказчик сообщает потенциальным участникам о планировании проведения конкурса и высылает им извещение с приглашением к участию. Прочие компании к участию в борьбе не могут быть допущены. У заказывающей стороны при проведении подобной закупки есть свои минусы: ими должен быть обоснован выбор формы закрытого закупа и приглашенных конкурсантов.
Открытый конкурс – доступен каждому. Информация о начале конкурса публикуется в открытом доступе, любой интересующийся подобным закупом может получить данные о предложении и необходимую документацию, а так же подать заявку.
Итак, оказаться в кругу участников закрытого конкурса крайне сложно, а значит необходимо сконцентрировать внимание конкретно на запросах предложений открытого типа, такие предложения можно отследить самостоятельно или обратиться к специалистам.
Так же конкурсы можно рассмотреть и в следующей классификации:
когда конкурсы выделяют как двухэтапные и те, которые ограничиваются одним этапом. И здесь все однозначно. В случае, когда конкурсы проводятся в два тура, то на первом, как правило, отбираются наиболее заинтересовавшие заказчика исполнители, а на втором этапе уже разворачивается борьба за лакомый кусочек только между выбранными претендентами. Особенности проведения каждого этапа оговариваются в документации по конкурсу.
Итак, вы можете принимать участие в обоих типах тендеров.
Кроме того, конкурсное разделение классифицируется по соответствию тендера нормам конкуренции. Выделяют конкурентный и неконкурентный способы закупов. В первом случае - в тендере принимают участие несколько потенциальныхпоставщиков, соревнующихся между собой, во втором - в конкурсе единственный участник, а значит конкуренция нулевая.
Итак: неконкурентный конкурс - только для компаний-монополистов или тех, кто предлагает «исключительные» товары и услуги.
Прочие конкурсы можно классифицировать в соответствии с особенностями проведения:
•
Закуп у одного поставщика – классика не конкурентного способа проведения конкурсов. На деле, это безоговорочная передача контракта заранее оговоренному исполнителю. Заказывающая сторона имеет право использовать такой вид конкурса только тогда, когда это установлено законом ( естественные монополии, по распоряжению или указу органов власти разных ступеней). Подобный вид закупов предусматривает проведение всех процедур подготовки проведения тендера включая: оформление документации, опубликование извещения, оповещение органов контроля и согласование с ними планируемого конкурса. В таком случае заказчику необходимо документальное обоснование невозможности проведения конкурентного конкурса, объяснить целесообразность закупа у известного поставщика с его ценой и согласием сусловиями планируемого договора.
•
Запрос предложений – тендер на конкурентной основе, в такой форме от заказчика к потенциальным участникам поступает запрос со своими потребностями в таких-то товарах или услугах. Здесь бывают конкурсы и в один этап, и в несколько. При подведении результатов каждому участнику выставляют оценку в баллах, набравший максимальный балл становится победителем. Стать участником может любое лицо, можно подавать несколько предложений, с разной стоимостью и другими условиями поставки.
В результате такого тендера заказчиком может быть назначена процедура уторговывания (переторжки). Переторжка – обращение в адрес конкурсантов с требованием снизить цены в своих заявках. Подобная практика проводится заочно или в очном порядке. Заочно- при желании участниками подаются обновленные коммерческие предложения, очно – тендер проводится в life-режиме методом снижения цены вопроса.
•
Запрос котировок – это тендер, победителем в котором станет тот, у кого будет самая низкая стоимость предложения. Участие доступно любому заинтересовавшемуся предприятию, котировочная заявка может быть подана только одна – строго запрещается внесение каких-либо изменений в первоначальный текст. Проведение конкурса такого типа позволяет организатору в кратчайшие сроки обработать имеющиеся предложения и определить наиболее приемлемый вариант. Для участников в этом типе конкурса можно выделить минус в виде того факта, что котировка участников известна членам комиссии заранее – т.е сохраняется вероятность, что лица, имеющие определенный интерес, могут повлиять на результаты борьбы.
Стоит отдельно рассказать о конкурсах, которые оказываются под действием закона № 223-ФЗ. Здесь под конкурсом трактуется проведение закупа, в котором заявки конкурсантов оцениваются не только по стоимости, но и по прочим критериям, с целью выявления максимально лучшего предложения. Полученные заявки конкурсантов оцениваются и классифицируются по заранее выбранной методике, кандидат с высшей оценкой объявляется победителем.
В открытом доступе публикуется информация по конкурсу, извещение о конкурсе размещают на Портале закупок и ЭТП. Любое лицо, способное предоставить коммерческое предложение, в соответствии с предложенными условиями закупа может участвовать в конкурсе.
Если конкурс размещен на ЭТП, то все заявки на участие в нем передаются в электронном формате, их прием и регистрацияпроводится оператором ЭТП. Бывает, что правила конкурса подразумевают передачу заказчикам заявок на бумажных носителях, тогда за их прием ответственен уполномоченный представитель заказчика.
После того, как прием заявок закрыт, переходят к вскрытию конвертов с заявочными документами кандидатов – для конкурсов с бумажным приемом заявок, или открывают доступ к заявкам – для состязаний в рамках ЭТП. По полученным результатам подготавливается протокол, с указанием: числа поступивших заявок, наименования участников и предложенными ценами. Правила проведения такой процедуры в обязательном порядке прописываются и в Положении о закупках заказывающей компании, и в документах к конкурсу.
После чего заказчик вправе провести уторговывание. Принимать участие в такой процедуре необязательно, для опереженияконкурентов вы можете уменьшить цену своего предложения, но можете и не участвовать. По результатам проведенного тендера подготавливается протокол, где объявляется конкурсант-победитель. С ним заказчик в обязательном порядке подписывает договор. Когда победитель по каким-то причинам уходит от подписания договора, то заказчик имеет право обратиться к кандидату, занявшему вторую строку в протоколе.
Тендеры по закону № 223-ФЗ проводят открытыми и закрытыми. В закрытом тендере документация, изменения или пояснения к ней не передаются в отрытый доступ: они остаются доступными только для приглашенных к конкурсу лиц. В таких случаях заявку подают на бумажном носителе, а протоколы вскрытия конвертов не подвергаются разглашению.
Итак: без широкого и успешного опыта участия в закупках, подавать заявку в закрытый тендер ни организациям, ни ИП не имеет смысла. И единственным вариантом работы на сервере ЭТП в подобном случае остается вступать в борьбу в открытые запросы предложений.
Как во всем этом разобраться? Мы научим Вас на наших профессиональных курсах по госзакупкам. Для этого мы выделили основные направления в обучении:
курсы по ФЗ-44 и
курсы по ФЗ-223.